-
21 2023
«О правах потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники»
Бывают случаи, что граждане сдают в ремонт бытовую технику. В недобросовестных ремонтных мастерскихи сервисных центрах, в нарушение требований законодательства, как правило, договор не заключается, адокументы о приеме товара не составляются.В настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила бытовогообслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N1514 (далее- Правила).Правилами (пункт 4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме(квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следующие сведения:· фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (дляиндивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственнойрегистрации), идентификационный номер налогоплательщика;· вид работы;· цена работы;· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материаловисполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;· отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора,если такая оплата была произведена;· даты приема и исполнения заказа;· гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иныминормативными правовыми актами РФ или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем деловогооборота;· другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;· должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только Договор овыполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя (например, диагностиканеисправной техники), может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.Кроме этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель отвечает засохранность переданной в ремонт вещи.Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают подправовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях сопровождаться заключением договора вписьменной форме. Если договор не содержит точного наименования, описания и цены вещи, переданнойпотребителем, вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либооплаты за произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет законных основанийдля ее удержания.При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещиРоспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил:1. Посмотрите в Интернете отзывы о компании.2. На вывеске должна размещаться юридически значимая информации о компании.3. В удобном и доступном для обозрения месте должна находиться следующая информация:· перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;· указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы;· сроки выполнения работ;· данные о лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характераработы;· требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а такжепредотвращение причинения вреда имуществу потребителя;· образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;· образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;· перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот,предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами РФ.4. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после еепринятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере илипутем выдачи аванса. У сервисного центра остается Ваша вещь и, если исполнитель уверен в качестве своейработы, он не будет настаивать на большой предоплате.5. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должнасопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные сиспользованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном«облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номермобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека припомощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскуюкарту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностьюисполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.6. Не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемкинеисправной вещи.7. Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке потребителя»). Вас должнынасторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или ихстоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результатывыполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещеныв Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.8. При выдаче, отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов,исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17 Правил).9. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков вработе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в актелибо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12Правил.10. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставлениясоответствующей отметки в договоре.За консультацией по вопросам Защиты прав потребителей можно обращаться ежедневно (кроме выходных ипраздничных дней) с 09-00 до 16-00, перерыв с 13.00 до 14.00. Телефон: 8(48251) 98556, круглосуточныйбесплатный: 8-800-555-49-43Информация подготовлена с использованием материалов https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/435264С уважениемКонсультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке