О правах потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники

21.02.2023

«О правах потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники»

Бывают случаи, что граждане сдают в ремонт бытовую технику. В недобросовестных ремонтных мастерских 
и сервисных центрах, в нарушение требований законодательства, как правило, договор не заключается, а 
документы о приеме товара не составляются. 
В настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила бытового 
обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 
1514 (далее- Правила).
Правилами (пункт 4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме 
(квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следующие сведения:
· фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для 
индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной 
регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов 
исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, 
если такая оплата была произведена;
· даты приема и исполнения заказа;
· гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными 
нормативными правовыми актами РФ или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового 
оборота;
· другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
· должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только Договор о 
выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя (например, диагностика 
неисправной техники), может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.
Кроме этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель отвечает за 
сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают под 
правовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях сопровождаться заключением договора в 
письменной форме. Если договор не содержит точного наименования, описания и цены вещи, переданной 
потребителем, вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо 
оплаты за произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет законных оснований 
для ее удержания.
При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи 
Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил:
1. Посмотрите в Интернете отзывы о компании.
2. На вывеске должна размещаться юридически значимая информации о компании. 
3. В удобном и доступном для обозрения месте должна находиться следующая информация:
· перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;
· указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы;
· сроки выполнения работ;
· данные о лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера 
работы;
· требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также 
предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
· образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;
· образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
· перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, 
предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными 
правовыми актами РФ.
4. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее 
принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или 
путем выдачи аванса. У сервисного центра остается Ваша вещь и, если исполнитель уверен в качестве своей 
работы, он не будет настаивать на большой предоплате.
5. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна 
сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с 
использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном 
«облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номер 
мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при 
помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую 
карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью 
исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.
6. Не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемки 
неисправной вещи.
7. Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке потребителя»). Вас должны 
насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их 
стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты 
выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены 
в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.
8. При выдаче, отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, 
исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17 Правил).
9. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в 
работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте 
либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 
Правил.
10. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления 
соответствующей отметки в договоре.
За консультацией по вопросам Защиты прав потребителей можно обращаться ежедневно (кроме выходных и 
праздничных дней) с 09-00 до 16-00, перерыв с 13.00 до 14.00. Телефон: 8(48251) 98556, круглосуточный 
бесплатный: 8-800-555-49-43
Информация подготовлена с использованием материалов https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/435264
С уважением
 Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ 
«Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке


Возврат к списку