Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Администрация города Торжка

официальный сайт

Финансовая грамотность. Как распознать мошенника

05.09.2023

Финансовая грамотность. Как распознать мошенника

Финансовая грамотность. Как распознать мошенника

Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке В сентябре и октябре 2023 года проводится мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности. Телефон "горячей линии" в рабочие дни (8 48 251) 9 85 56,  с 09-00 до 16-00, перерыв с 13-00 до 14-00, а также круглосуточный телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).

Личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется в Консультационном пункте для потребителей в г. Торжке по адресу: ул. Луначарского, д. 119.

Аферисты постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Есть пять примет, по которым можно сразу же вычислить мошенников.

Признак 1. На вас выходят сами

Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился — сотрудником банка, полиции, магазина, вашим троюродным братом-миллионером из Зимбабве — насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.

Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций–подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.

Признак 2. С вами говорят о деньгах

Основная задача мошенников — получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счёт», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения (на самом деле — в финансовую пирамиду).

К примеру, «Вам позвонили якобы из службы безопасности вашего банка. Сказали, что с вашей карточки кто-то только что попытался украсть деньги. Они операцию заблокировали, но деньги надо срочно перевести все деньги на некий «безопасный счёт…»

Легенды могут быть разными, но речь всегда про деньги — которые вы можете потерять или получить.

Признак 3. Вас просят сообщить данные

Если ворам нужны ключи от квартиры, то социальным инженерам— «ключ» к деньгам на ваших счетах. Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны. Либо логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению. И почти всегда — коды из банковских уведомлений.

Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.

Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если о них спрашивают— будьте уверены, звонят не из банка и вас точно пытаются обмануть.

Признак 4. Вас выводят из равновесия

Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции — напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.

Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого — ввести данные банковской карты на сайте. Мошенники создают фишинговые страницы, с помощью которых воруют данные карт и получают доступ к банковским счетам доверчивых пользователей. Ещё пример. «Пришло сообщение, что Ваша банковская карточка участвовала в розыгрыше призов и Вы выиграли кроссовки, но для их получения надо оплатить доставку 500 рублей». Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям.

Признак 5. На вас давят

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.

Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Ведь чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить. На все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы, которые только нагнетают обстановку.

Ещё пример, «Позвонили из моего банка, назвали мои ФИО и попросили подтвердить, что я сейчас оформляю кредит на 550 000 рублей. Я ничего не оформлял в тот момент. Сотрудник банка сказал, что, если это не я, значит мошенники пытаются взять кредит от моего имени, поэтому надо срочно принять меры».

Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике. Звонят из банка с тревожными новостями? Положите трубку, найдите официальные контакты и наберите номер банка сами, чтобы прояснить реальное положение дел.

Прислали странное уведомление от имени Федеральной налоговой службы (ФНС)? Заведите личный кабинет на сайте ФНС — в нем можно проверить суммы налогов и сразу же оплатить их.

Получили «письмо счастья» о государственной выплате? Поищите новости об этом в деловых СМИ. А еще лучше — найдите сам закон, указ или постановление, которые вводят выплаты, и на которые ссылаются в таком письме. Обратите внимание на условия, и кому они положены.

Не всегда при общении с аферистом вы заметите все пять признаков мошенничества. Но в любой ситуации стоит проявить бдительность.

Информация подготовлена с использованием материалов сайта Банка России https://fincult.info/article/kak-bystro-raspoznat-moshennika/

 Консультационный пункт по защите прав потребителей

Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке

(Skype): zpp.fbustor@yandex.ru; 8(48251)98556

Возврат к списку